"Комсомольская Правда"

Игорь Корнелюк играл в Бресте на танцах


Когда-то он спел «Есть билет на балет» и «Дожди», и его полюбил весь Советский Союз. Потом почти из каждого мобильника зазвучала его мелодия из «Бандитского Петербурга». Кстати, лучше самого Игоря Корнелюка песню «Город, которого нет» не исполняет никто. А сейчас мы сверяем своё представление о гениальном «Мастере и Маргарите» с киноверсией под музыку Корнелюка.


В Бресте у Игоря до сих пор живут родители и старшая сестра, правда в родном городе Корнелюк бывает только проездом. «Комсомолка» связалась с маэстро по телефону.

- Игорь Евгеньевич, когда вы уехали из Бреста?

- В 15 лет. Закончил 8 классов средней школы, музыкальную школу. Поступил в Брестское музыкальное училище, проучился в нём один год, после чего поехал в Ленинград. Мои родители - обыкновенные инженеры. Живут в Бресте и сейчас, уже на пенсии. Мама всю жизнь проработала в легкой промышленности. А отец был диспетчером на станции «Брест-Центральный». Наш сосед был завучем Брестской музыкальной школы. У него была свадьба. А в детстве у меня был очень звонкий веселый голос. Меня попросили спеть, а в гостях на этой свадьбе были профессора из Белорусской государственной консерватории. Они подошли к моим родителям и сказали, что их сыну обязательно нужно учиться музыке. Меня и отправили учиться. Когда мне было лет девять, к нам на урок сольфеджио пришел директор и сказал: «Одна из наших девочек написала стихи. Никто не хочет написать музыку?». Стихи были наивные: Россия, милая Россия, березок стройные стволы… Мелодия, которую я сочинил, была не лучше. Эту песню отправили на какой-то конкурс в Минск, кто-то как-то ее отметил, и этим все закончилось. Кстати сказать, у меня был выбор, куда ехать из Бреста - в Минск, Москву или Ленинград. В Минск ехать были все резоны, все-таки Белоруссия, родители рядышком. И я поехал на прослушивание. Не выспался в поезде, приехал в Минск рано, в 6 утра, и до 11 сидел на вокзале, потом пошел, сейчас даже не помню, то ли в училище, то ли в одиннадцатилетку при консерватории. А у меня абсолютный слух. Что это такое? Некоторые об этом говорят с гордостью, а я считаю, что абсолютный слух - это такая форма болезни. Потому что человек слышит не общие музыкальные впечатления, а слушает ноты. И это не есть хорошо. Не выспавшись, я на прослушивании ошибался приблизительно на квинту и кварту. Женщина, которая меня проверяла, сказала: «Ну, так… средненький такой…» Средненьким я быть не люблю, выбор был предопределен. Я поехал в Ленинград. В те годы я увлекся рок-музыкой, что вполне естественно. Играл в ансамбле, домой приходил под утро, потому что каждый день у нас были джейм-сейшены. А на танцах я вообще играл с 5-го класса. Кстати, честно могу сказать, до сих пор это время я вспоминаю, как самое счастливое. Было просто, легко, незатейливо. А мама на меня вообще махнула рукой и жаловалась соседям, мол, у всех дети как дети, а ее сын - музыкант. Я приехал в первое музыкальное заведение всей страны. Речь о том, чтобы перевестись на второй курс из Брестского училища, даже не шла. Мне пришлось поступать снова. А приехал я без документов - мне было 15 лет, у меня даже паспорта еще не было. Пришел в училище и сказал: «Здравствуйте, я хочу у вас учиться». Надо отдать должное нашему завучу, который написал какую-то бумажку в приемную комиссию и разрешил мне сдавать экзамены. До экзаменов оставалась неделя, я насочинял какой-то музыки. Сейчас об этом смешно вспоминать, но тогда мне казалось, что чем больше клавиш на фортепиано нажимается в единицу времени, тем лучше. Там гремело все. Перед первым экзаменом у аудитории выстроилась очередь из 37 человек, среди которых были ботанического вида девушки, листавшие черные от диезов и бемолей партитуры, бородатые, очкастые, умные-умные парни, выглядевшие, по меньшей мере, как Бородин или Римский-Корсаков. Мне стало страшно. По своей прухе я вытянул играть первым. Честно признаться, надежд не было никаких, думал, хорошо, что документы из Бреста не забирал, сразу вернусь. И вот открывается дверь и выходит Валерий Павлович Чистяков, мой будущий педагог, подходит ко мне и говорит: «Молодой человек, мне очень приятно, что я буду иметь честь учить вас». Эта фраза перевернула, если хотите, все мое представление об окружающем мире. Потому что я понял, что я невежда, что не знаю и не умею ничего. До сих пор мне все давалось легко - уроки я делал на переменке, программу по фортепиано готовил за час и получал свою пятерку. Мне стало очень стыдно, и я стал учиться. Кстати, взяли меня единственного на композицию. Четыре года училища я учился, вы не поверите, с перерывом на 4 - 5 часов на сон. Каждый день. Я ни разу не сходил в кино, я не позволял себе любоваться красотами города на Неве. Мне нужно было срочно догнать моих однокурсников, которые просто существуя в городе, который сам история, знали в миллион раз больше, чем я. А сейчас понимаю, что учиться в Бресте и что-либо знать - две вещи несовместные. Неоткуда, к сожалению.

- Публика полюбила вас отнюдь не за серьезную музыку, а за песенные хиты. Это не смущает?

-Могу сказать, что если бы я в 25 лет стал писать симфонии, это было бы детской несерьезной попыткой. То, что я писал песни, это естественный крик души в молодые годы. То, что сейчас меня больше тянет к симфонической музыке, тоже естественно. Появляется опыт - жизненный, творческий. Тем более, когда я начинал, в песенном жанре встречались произведения искусства. А то, что мы слушаем сейчас каждый день - печально. И принимать участия в этом не хочется. Потому что стыдно.

- С Владимиром Бортко вы работали в «Бандитском Петербурге», «Идиоте». За «Мастера и Маргариту» страшно было браться?

- Ну, страшно, конечно. Не потому что мистика. Меня поначалу журналисты все спрашивали: правда, что вы к «Мастеру и Маргарите» музыку пишите? И глаза при этом круглые, смотрят на меня как на покойника. Ну, правда. Боялся я другого - возможно ли экранизировать Булгакова? Честно, поначалу я хотел отказаться. Но у Бортко какая-то невероятная интуиция. Он звонит мне: что случилось? Я к тебе сейчас приеду. Приезжает, начинает рассказывать. И через 15 минут я понимаю, что делать нечего, надо браться. И как в омут с головой бросаюсь в работу. Честно могу сказать, тяжелее было работать на «Идиоте». На «Мастере» я понимал, как должно быть. А это самое главное. В «Идиоте» я растерялся и долго не мог найти главную тему князя Мышкина. Я так мучился, перепробовал все существующие музыкальные стили, дошел до додекафонии. Потом сказал себе: «Стоп, очкарик. Это же Россия, девятнадцатый век». Достоевский мне снился каждый день, он надо мной глумился, показывал мне язык. Оставалось всего месяца три, и я уже чувствовал, что сам превращаюсь в князя Мышкина. И вдруг появились эти четыре ноты - простые и элементарные как валенок. Но как они мне дались! У меня было ощущение, что я лопатой выкопал Ленинградский метрополитен. Работал над фильмом я больше года. Все это время делал только четыре дела - если я не сидел в студии и не писал музыку, я, либо спал, либо кушал, либо пел на сцене. Для меня все гастроли были формой отдыха от «Мастера». Мы с «Мастером» передержали все сроки, доделали его буквально на прошлой неделе. А готова картина, должна была быть в сентябре. И, к сожалению, мне к 20 января нужно сдавать следующий фильм. Я сдуру год назад подписал контракт, и теперь в шоке. Каждый день у меня по четыре концерта - елки пошли. Я же еще и артист - пою. А в кино я пишу, в основном, из альтруизма. Поэтому я вынужден зарабатывать пением и на жизнь, и даже на кино, чтобы покупать оборудование в студию. Вы уж извините. Корнелюк-певец кормит Корнелюка-композитора. А Корнелюк-композитор мечтает о независимости, и рано или поздно он ее обретет. Я мечтаю о том времени, когда буду сидеть дома и сочинять, а за это мне будут платить деньги. Не стыдные, понимаете?
Беседовала Надежда БЕЛОХВОСТИК

29 декабря 2005

«Комсомольская Правда»

видео
интервью
дискография
тв появление
фото ссылки
аудио песни MP3
список всех песен И.Корнелюка
официальный сайт И.Корнелюка
Хостинг от uCoz